Истории у залива. Часть тринадцатая
Еще одна история из цикла программ Power Хит Радио к 96-летию Мурманска о любопытных уголках и легендах нашего города посвящена легендарной “полуторке”. Читаем, слушаем, смотрим…
Еще одна история из цикла программ Power Хит Радио к 96-летию Мурманска о любопытных уголках и легендах нашего города посвящена легендарной “полуторке”. Читаем, слушаем, смотрим…
ГАЗ-АА
На высоком постаменте, около здания «Мурманскавтотранс», разместившегося в Терском переулке, стоит машина. Красными буквами внизу подписано: «Автомобилистам первых пятилеток и суровых лет Великой Отечественной войны».
Первый такой автомобиль сошел с конвейера 29 января 1932 года. Именно с него началось производство автомобилей на Горьковском автозаводе. За грузоподъемность в полторы тонны он получил в народе название – «полуторка». Изначально он представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года, но позже был модернизирован. Максимальная скорость «полуторки» – 70 км/ч. Этот автомобиль, да ёщё ЗиС-5 были основным транспортом Красной армии в первые годы войны.
«Полуторка» стала легендарным автомобилем. Горьковские грузовики, будучи самыми массовыми автомобилями в стране, составляли более половины автопарка Красной Армии. 21 июня 1941 года в армейском строю находилось более 150 тысяч «полуторок».
Особо проявили себя преимущества «полуторки» во время блокады Ленинграда. Когда немцы отрезали все сухопутные дороги к Северной столице, 22 ноября 1941 года на лед вышла первая колонна грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Ледовую дорогу тогда назвали «Дорогой жизни». На льду, конечно, работали грузовики и даже автобусы различных марок, но «полуторки» обладали ключевым преимуществом – они были намного легче, и поэтому меньше рисковали провалиться под лед.
Всего за зиму 1941-1942 годов по ледовой трассе в Ленинград доставлено 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. На обратном пути из города эвакуировали жителей, прежде всего – несовершеннолетних.
Неудивительно, что именно этот автомобиль стал памятником автомобилистам первых пятилеток военных лет. Подобные мемориалы с «полуторками» есть в Нижнем Новгороде, Грозном, Иркутске, Евпатории, Минске и многих других городах стран бывшего Советского Союза.
«Полуторка», вставшая на парковку в Мурманске, сохранилась с 1939 года, была отреставрирована и передана автоколонне 1505. С начала девяностых она стояла на улице Домостроительной. А полтора года назад обрела новое «место стоянки» в Терском переулке. Кстати, говорят, машина в рабочем состоянии. Из Североморска до Мурманска в те самые девяностые «полуторка» дошла своим ходом.
Слушай “Истории у залива” каждый будний день в 14:30 на Power Хит Радио – 104,5 Fm.
Автор фото города на заливе – Александр Берган.
Программа подготовлена по материалам книг профессора МГГУ Алексея Александровича Киселева.