Постимпрессионизм: творцы и эпоха
К 155-летнему юбилею Винсента Ван Гога и к 160-летнему юбилею Поля Гогена
К 155-летнему юбилею Винсента Ван Гога и к 160-летнему юбилею Поля Гогена
К 155-летнему юбилею Винсента Ван Гога и к 160-летнему юбилею Поля Гогена.
В 1886 году в Париже прошла последняя, восьмая выставка импрессионистов. С этой даты принято отсчитывать двадцатилетний период, получивший в истории европейского искусства название постимпрессионизма. Постимпрессионизм трудно даже назвать направлением, поскольку каждый из крупных мастеров той завершающей столетие эпохи шел независимым путем, вырабатывая собственные принципы, искал свои способы преодоления ограниченности импрессионизма.
Винсент Ван Гог (1853-1890) прожил короткую и трудную жизнь. Он любил людей и хотел служить им своим искусством, но его картины нигде не выставлялись и никем не покупались. Он мечтал о художественном объединении – колонии единомышленников, но был бесконечно одинок. Он стремился к материальной независимости, но вынужден был существовать на средства брата. Пожалуй, ни у кого из художников 19 столетия – времени необычайно сложного и противоречивого – раздвоенность, расхождение мечты и действительности не принимали такого резкого, трагического характера. Ван Гог не выдержал. Он застрелился, когда ему было тридцать семь лет. Необычная судьба Ван Гога, богатство и разнообразие живописного, графического и эпистолярного наследия этого художника привлекали к нему внимание искусствоведов, эстетиков, психологов, романистов. Почти во всех крупнейших музеях мира можно увидеть работы Ван Гога.
Жизнь Поля Гогена (1848-1903) могла бы стать сюжетом для увлекательного романа. Успешный биржевой маклер, отказавшийся от прибыльной работы, ради того, чтобы писать великолепные картины. Он скитался по всему свету, пытаясь обрести пристанище то в чопорной Дании, а то и в дальних экзотических странах. Большую часть жизни Поль Гоген прожил в разлуке со своей семьей, которую не мог содержать, он быстро обзаводился друзьями и даже поклонниками, нередко злоупотребляя их благосклонностью, и бросал их или ссорился с ними самым жестоким образом, часто демонстрируя при этом не лучшие человеческие качества. Всю свою жизнь художника Гоген находился в конфронтации с окружением, боролся с нищетой и жестокими болезнями, но находил в себе силы и энергию не сдаваться, искать новое пристанище, надеяться на лучшее и рисовать шедевры.
Пути двух художников пересекались. Два месяца, проведенные Ван Гогом и Гогеном в Арле, стали одной из самых драматических страниц в мировой истории искусства. Они познакомились за несколько лет до этого, и Ван Гог, всегда склонный очаровываться людьми, быстро попал под влияние старшего товарища. Но глубинного согласия между ними не было. Ван Гог загорелся идеей организовать братство художников на юге Франции, Гоген же предпочитал группу под собственным предводительством. Творческие манеры художников тоже были разными. Гоген «синтезировал», выстраивая картину по памяти. Ван Гог же вдохновлялся природой на пленэре. Гоген искал гармонии, равновесия, даже эстетской утонченности, Ван Гог кипел эмоциями и едва успевал выплескивать на холсты все образы, которые рождались в его душе. Но оба чувствовали отчаянное одиночество и надеялись развеять его, устроив совместную жизнь в Арле. Столкновение натур сильных и противоречивых привело к бурной ссоре. Гоген бежал в Париж, а Ван Гог оказался в психиатрической лечебнице.
На выставке будут представлены книги, фотоальбомы, энциклопедии живописи, статьи из периодических изданий, компакт-диски, видеокассеты, которые воссоздадут полную картину эпохи постимпрессионизма, а также жизни и творчества великих мастеров Винсента Ван Гога и Поля Гогена.
Выставка из цикла выставок «Простые вещи»
Выставка тактильных барельефов