Мы поговорим о тех местах, мимо которых мы ходим каждый день, и о тех, которые вам незнакомы. Чтобы представить вашему вниманию только самое интересное, мы посчитали ступеньки городских лестниц и нашли самую длинную, измерили шагами, возможно, единственную в городе булыжную мостовую и перечитали гору исторических книг…
Каждый будний день, приближающий нас к празднику, мы пополняем копилку легенд нашего города: на Power Хит Радио (104,5 Fm) в 14:30 звучит новая «история у залива», после чего она появляется здесь.
|
|
История первая. Художественный музей. Сегодня трудно себе представить, как выглядело это здание посреди деревянных строений того времени. Первый каменный дом, трехэтажный со стеклянным куполом – на фоне бараков смотрелся настоящим дворцом. Здание, в котором сегодня располагается Мурманский Областной Художественный музей всего на 11 лет моложе нашего города… |
|
|
История вторая. Фрагмент челюсти синего кита. Некоторые достопримечательности в нашем городе на достопримечательности не похожи. Так, много лет подряд на улице Книповича, у здания Полярного научно – исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии, в кустах валялось бревно… или скамеечка… |
|
|
История третья. Яблони и сирень. Каждый июнь в Мурманске случается чудо! Проходя по скверу около Мурманского драматического театра прохожие останавливаются и принюхиваются: в глубине сквера каждый год расцветает яблоня. Сирень, которая разукрашивает наш город во все оттенки лилового, розового и бледно-фиолетового – тоже особенная… |
|
|
История четвертая. Якорь ледокола Ермак. «Дедушке» ледокольного флота – ледоколу «Ермак», – именно такая трогательная надпись появилась вместе с мозаичным панно на торце мурманского областного краеведческого музея в ноябре 1965 года. Там же стоит и один из экспонатов – якорь первого в мире ледокола арктического класса… |
|
|
История пятая. Поющий памятник. По задумке авторов мемориал рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, должен был походить на стилизованный столб морской воды, взметенный к небу мощным взрывом. Памятник светился изнутри, в него были вмонтированы динамики, воспроизводящие шум моря, крики чаек и мелодию песни… |
|
|
История шестая. Семеновское озеро. Любимое место отдыха мурманчан, название которого происходит от имени рыбака, который когда-то жил на берегу залива. Красивая легенда гласит о том, что автор знаменитого аромата «Шанель № 5» Эрнест Бо в Первую мировую войну служил в Заполярье и любил гулять по берегам именно этого озера… |
|
|
История седьмая. Улица Шмидта. Именем какого Шмидта названа улица в Мурманске? Сначала она называлась улицей Красного флота и Красных моряков, а в 1925 году она получила имя, которое носит до сих пор. Как показывает опрос, больше половины мурманчан уверены, что улица эта носит имя учёного, математика, географа, геофизика, астронома Отто Юльевича Шмидта… |
|
|
История восьмая. Мемориал покорителям Арктики. На перекрестке улиц Челюскинцев и Володарского, на торце дома № 9 – барельеф с тремя профилями. Здесь когда-то была надпись «Покорителям Арктики», которая теперь сохранилась лишь частично. Внизу на площадке располагались четыре стелы, на которых были отражены основные вехи освоения полярных областей, посвящены они именно им… |
|
|
История девятая. Памятник английскому летчику. В центре Мурманска есть безымянный памятник. Двухметровая каменная стела на постаменте, без табличек, надписей и каких-либо опознавательных знаков. Найти ее можно на улице Буркова, за городским парком аттракционов по соседству с бывшей конюшней. Памятник брошен здесь с незапамятных времен, врастает в землю и обрастает легендами… |
|
|
История десятая. Лестницы Мурманска. Город строили ярусами-террасами, и в нем немало лестниц, связывающих один уровень с другим. Лестница, которая соединяет нижнеростинскую промышленную зону с девятиэтажными домами на улице Чумбарова-Лучинского, обычная – деревянная, но, возможно, она самая длинная в городе. В ней четыреста двадцать девять ступеней… |
|
|
История одиннадцатая. Булыжная мостовая. Пожалуй, единственная в городе улица, на которой сегодня булыжное прошлое проступает сквозь асфальт – Улица Павлова. Она берет свое начало с южной стороны Больничного городка и пересекается с улицами Чехова и Радищева. До 1949 года она называлась Бойлерной, потому что на ней было расположено тепловое хозяйство больницы… |
|
|
История двенадцатая. ЯК 38. В 2001 году около мурманской школы № 57 на улице Сафонова появился самолет. Самый настоящий Як-38 – советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. Благодаря малому радиусу действия и недостачной боевой нагрузке Як-38 получил прозвище “Советская военная угроза: взлетел, напугал, приземлился”… |
|
|
История тринадцатая. ГАЗ-АА. На высоком постаменте, около здания “Мурманскавтотранс” стоит машина. Красными буквами внизу подписано: “Автомобилистам первых пятилеток и суровых лет Великой Отечественной войны”. “Полуторка” стала легендарным автомобилем. Горьковские грузовики составляли более половины автопарка Красной Армии, на начало Великой Отечественной в армейском строю находилось более 150 тысяч “полуторок”… |
Кстати, напоминаем, День города Мурманска – 4 октября!
Автор фотографий города – Александр Берган.
Программы подготовлены по материалам книг профессора МГГУ Алексея Александровича Киселева.