Берлинский филармонический оркестр
Прямая трансляция концерта в рамках Пасхального фестиваля в Баден-Бадене
Прямая трансляция концерта в рамках Пасхального фестиваля в Баден-Бадене
Хронометраж: 3 часа.
В рамках Пасхального фестиваля в Баден-Бадене Соль Габетта (виолончель) и Берлинский филармонический оркестр под руководством Саймона Рэттла (дирижер) исполнят следующие произведения:
Курортный немецкий городок Баден-Баден с некоторых пор гордится не только своими лечебными водами, но и респектабельной музыкально-театральной программой, действующей круглый год. В 2002 году здесь появилась достойная площадка, одна из крупнейших в Европе – Дворец фестивалей (Festspielhaus) на 2500 мест с прекрасной акустикой, огромной сценой и самыми передовыми техническими возможностями. Зрительный зал находится на месте перрона старого железнодорожного вокзала, а само здание вокзала превращено в фойе. Здесь нет постоянной труппы, а несколько фестивалей и разовые проекты в промежутках между ними устраиваются силами самых отборных гастролеров.
Один из фестивалей – Пасхальный, он молод, существует только третий год, но значительный вес и солидность ему придает то обстоятельство, что главный его участник – один из самых породистых оркестров мира, Берлинский филармонический, под управлением Саймона Рэттла. В этом году программа Пасхального фестиваля, длящегося с 12 по 21 апреля, включает в себя постановку оперы Пуччини «Манон Леско», баховские «Страсти по Иоанну» в театрализованной версии знаменитого Питера Селларса, выступления с берлинцами нескольких звезд-солистов, самая молодая из которых – виолончелистка Соль Габетта. Это будет ее дебют с прославленным коллективом, с которым она сыграет одну из фундаментальных вещей виолончельного репертуара – концерт Эдварда Элгара.
32-летняя Соль Габетта – нынешняя принцесса виолончели, белокурый ангел с блестящей карьерой, немного подогреваемой внешним сходством с великой Жаклин Дюпре. Родилась в Аргентине, училась в Мадриде, Берлине и Базеле, разговаривает на пяти языках, включая русский. У Соль Габбетты есть русские корни: бабушку и дедушку детьми вывезли в Париж после революции. Ее виолончельная школа – тоже с сильным русским акцентом: учителями были Иван Монигетти и Давид Герингас, наставником – Мстислав Ростропович.
Сольный концерт с молодой виолончелисткой на авансцене – самое изящное блюдо программы. Перед этим в первом отделении будут еще два небольших номера, представляющих разнообразие оркестровых вкусов и возможностей. Один из них демонстрирует почтительное отношение к родной немецкой классике: это вступление к вагнеровскому «Лоэнгрину». А второй – современность оркестра: это «Атмосферы» Дьёрдя Лигети, сочинение 1961 года, с которого началась мировая известность беженца из социалистической Венгрии и одного из мэтров послевоенного авангарда.
Дополнительную славу «Атмосферам» добавил Стенли Кубрик, использовавший их в 1968 году в фильме «2001 год: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey). Официально свой композиторский метод Лигети называл «микрополифонией», ее интенсивно вибрирующая фактура очень сложно и хитро сделана, но самое приятное, что одно из ключевых сочинений ХХ века одновременно является музыкой невероятной красоты.
Ну, а самым первым в ряду этих ключевых сочинений является музыка к балету «Весна священная» Игоря Стравинского, которая прозвучит после антракта. Столетие рождения и роскошного провала этой великой партитуры, ставшей кульминацией Дягилевских сезонов в Париже, масштабно отмечалось весь прошлый год по всему миру. Сейчас – это золотая классика симфонического репертуара, обязательный экзамен для уважающих себя оркестра и дирижера, а для некоторых из них – и гарантированный способ получить стоячую овацию.
К таковым относятся берлинцы с их харизматичным лидером, которые, безусловно, с «Весной» на ты. Их история отношений с этим произведением украшена грандиозным социально-образовательным проектом ‘Rhythm is it!’, который стартовал в 2003 году и объединил 250 детей и подростков, в основном, из проблемных районов Берлина. До этого они никогда не ходили на концерты классической музыки и вряд ли что-то слышали о Стравинском, а тут несколько недель до изнеможения репетировали движения, поставленные хореографом Ройстоном Мальдумом, и выступили на одной сцене вместе с Берлинским филармоническим оркестром!
Степенная возрастая публика баден-баденского Дворца фестивалей – это нечто совершенно противоположное проблемным берлинским подросткам. Но ее реакция на горячительную смесь из Стравинского, Рэттла и берлинцев, наверняка, добавит любопытных оттенков в просмотр трансляции на экранах кинотеатров.
Автор текста Екатерина Бирюкова.
Последние отзывы
Алексей Травин и Антибетова Элла.
Спасибо всем за участие, победителей поздравляем, свяжемся с вами по телефону!