Новости

60-й Каннский фестиваль - итоги
28 мая 2007

Завершился 60-й Каннский фестиваль. “Золотую пальмовую ветвь” фестиваля получил фильм “Четыре месяца, три недели и два дня” румынского режиссера Кристиана Минджиу. Кинокартина рассказывает о нелегальных абортах во времена коммунистической Румынии Приз за лучшую мужскую роль на фестивале получил российский актер Константин Лавроненко за роль в фильме “Изгнание” режиссера Андрея Звягинцева.

Гран-при фестиваля присужден фильму японского режиссера Наоми Кавасе “Утренний лес”, за лучшую женскую роль получила корейская актриса Ли Шин-э за картину “Тайный свет”. Лучшей постановкой была признана кинокартина “Скафандр и бабочка” американского режиссера Джулиана Шнайбеля.

Событием последнего рабочего дня нынешнего фестиваля стал включенный вне конкурса в официальную программу “фильм-сюрприз” – документальная лента Андрея Некрасова “Бунт: дело Литвиненко”.

Появление картины, остро критикующей политическую систему современной России, как пишет “Коммерсант” вполне вписывается в каннскую традицию. Создатели фильма и организаторы фестиваля говорят, что показ планировался давно, но картина не была готова, и только когда возникла уверенность, что она успеет к сроку, ее вставили в программу под самый занавес. Однако многие заподозрили, что решение было принято в последний момент и связано с тем, что Великобритания выдвинула официальное обвинение по делу Литвиненко. Если так, то тем самым фестиваль, вторая половина которого оказалась слабовата в художественном отношении, решил придать своей финальной части больше драйва. Еще до официального показа картину крутили на кинорынке, и за то, чтобы ее купить через французскую компанию Rezo Films, шли чуть ли не драки. Один из польских покупателей рассказывал, что готов заплатить €200 тыс. и показать фильм в своей стране по центральному телеканалу.

Фильм идет два часа и представляет собой коллаж фактов из жизни режиссера Некрасова, политической хроники постъельцинской России, авторской интерпретации ее истории, а также интервью с Александром Литвиненко, его вдовой, его бывшими сослуживцами, друзьями и предполагаемыми убийцами. Основные темы картины – живучесть чекистских традиций, версия причастности спецслужб к взрывам домов в Москве и развязыванию чеченской войны (знакомая по книге господина Литвиненко и предыдущему документальному фильму господина Некрасова), коррупция, на которой строится система власти, политические убийства и формирование оппозиции автократической системе.

На этом фоне проходит сюжет, непосредственно связанный с бунтом Александра Литвиненко и его подразделения, которое воспротивилось отведенной ему роли убийц. Главное же, с точки зрения создателей фильма, что Александр Литвиненко бросил вызов системе коррупции в спецслужбах, за что и поплатился жизнью. Еще одна важная тема – попустительство Запада нарушению демократических свобод в России. Этой теме посвящено интервью с французским философом Андре Глюксманом. Он вспоминает о давней традиции в этом вопросе: о том, как Вольтер скрывал от французов, что Петр Первый был тираном, а Дидро вообще находился на содержании у Екатерины Второй. Преступление безразличия, совершенное западными демократиями, сделало возможной победу фашизма в Германии, а сегодня западные интеллектуалы с тревогой смотрят на Россию.

Как бы ни относились к картине, каннская премьера сделала ей неплохой пиар, не говоря уже о повышенном интересе Голливуда к самому сюжету (желание экранизировать шпионскую историю высказывали и Джонни Депп, и Warner Brothers с режиссером Майклом Маном). Следует ожидать появления “Бунта” на экранах многих стран. Что касается России, авторы фильма высказали надежду, что его увидят зрители Московского фестиваля.

Источник: www.kommersant.ru, www.rbc.ru

Оставить отзыв

Уважаемые посетители!
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо использовать свою учетную запись или войти через социальные сети.