Натюрморт
Из цикла выставок «Виды и жанры изобразительного искусства»
Из цикла выставок «Виды и жанры изобразительного искусства»
«Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься»
Б. Паскаль
Так размышлял великий Блез Паскаль, образно выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства, – эта мертвая природа («натюрморт» в переводе с французского nature morte — «мёртвая природа») окружает нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках, вкусах и укладе жизни.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра в творчестве голландских и фламандских художников XVII века.
В России натюрморт, как самостоятельный жанр, появился в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра.
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русского натюрморта, впервые получившего равноправие среди прочих жанров. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советском искусстве новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами изобразительного искусства.
На выставке «Натюрморт» из цикла «Виды и жанры изобразительного искусства» представлены живописные полотна и графические листы из фондового собрания Мурманского художественного музея. Экспозиция выставки объединила творчество известных художников России. Представлены произведения заслуженного художника РСФСР Андрея Яковлева, мурманских художников: Владимира Скокленева, Николая Морозова, Владимира Чернова, Валентины Чудзиной, Максима Драницина, Анастасии Берёзы.
Такие разные и непохожие в своей творческой манере мастера, передают зрителю в своих натюрмортах ощущение теплого летнего дня, свежести, исходящей от полевых цветов и солнечной зелени, аромата красных спелых ягод на белой тарелке, белизну свежей скатерти. Всем этим художники готовы поделиться со зрителем.
Выставка знакомит лишь с частью фондового собрания музея и призвана показать актуальность классического натюрморта и его способность к трансформации в современном художественном мире.
Постоянная тактильная выставка из собрания музея
Выставка из цикла выставок «Простые вещи»