147883

Море. Солнце. Крым.

Выставка из собрания Ярославского художественного музея 

Ваша оценка
События: Выставки.

Крым… Древняя Таврида… Земля киммерийцев и скифов, тавров и сарматов, греков и армян, готов и гуннов, хазар и печенегов, половцев и русов, генуэзцев и татар, украинцев и великороссов. На протяжении столетий за этот черноморский полуостров боролись крупнейшие державы мира. Неслучайно позднее Крым называли «малой сценой всемирной истории». В 1783 году, после нескольких русско-турецких войн, Крым вошел в состав Российской империи, а спустя пять лет, его посетила императрица Екатерина II. Государыня по достоинству оценила не только стратегическое значение полуострова и способствовала строительству флота в Севастополе, но и райскую красоту крымской природы. Император Николай I строит в Нижней Ореанде первый в Крыму царский дворец. Затем возводит императорские дворцы в Ливадии, Массандре. Не отстают, а подчас и опережают ведомство царского двора, российские вельможи – Воронцовы, Голицыны, Панины. На протяжении второй половины XIX века южное побережье Крыма украшается роскошными дворцами. Полуостров становится популярным местом отдыха петербургской и московской аристократии. Постепенно на крымских берегах появляются и более демократичные дачные постройки, которые снимали на лето для отдыха представители российской интеллигенции. Для А.П. Чехова, А.И. Куприна, А.С. Грина, М.А. Волошина и многих, многих других писателей Крым стал не только местом отдохновения, но и давал творческий импульс для создания новых произведений.

С 1870-х годов Крым облюбовали живописцы. Вслед за феодосийцами И.К. Айвазовским и Л.Ф. Лагорио, воспевавшим Крым как свою родину, на полуостров на этюды стали приезжать и другие художники. Их вдохновляла эпическая красота природы Крыма, своеобразие национальных традиций местных жителей, горы у моря, татарские сакли и жизнь рыбаков, – вот излюбленные мотивы произведений того времени. Художники стремились передать спокойствие, особую гармонию и умиротворение крымских пейзажей. В начале XX столетия в работах, посвященных Крыму, преобладала уже другая тема – радость отдыха, солнце и море, цветы и фрукты, – что соответствовало освоению полуострова как курортного места. Пережив смутное время революции и гражданской войны, Крым начал формироваться как всесоюзная здравница. И именно в таком качестве остался в памяти и до сих пор любим многими россиянами. Уже в 1930-е годы советские художники едут на этюды в Крым, чтобы запечатлеть дома отдыха советских трудящихся, и, тем самым показать достижения страны в первые послереволюционные десятилетия. С 1960-х годов Крым полюбили «дикие туристы», как называли отдыхающих, организовывавших свой отдых самостоятельно. Палатки и походы в горы, песни и стихи у костра – таковы приметы этого отдыха. По-новому осмысляется и крымская земля художниками, стремящимися передать в своих работах не столько реальные виды Крыма, сколько его сокровенную суть, знаковый смысл.

Выставка «Море. Солнце. Крым» посвящена Крыму как месту отдыха. На ней представлено 69 произведений художников ХIХ-ХХ веков из собрания Ярославского художественного музея. Живописцы и графики разной известности и степени таланта, представители разных стилистических направлений объединены любовью к этому южному курорту, желанием сохранить и воплотить в красках свои крымские впечатления.

Смотрите также

155856155856
c 16 июля по 31 декабря

Проект, который позволяет посетителям самостоятельно изучить предметы фондового собрания Мурманского областного художественного музея

Оставить отзыв

Уважаемые посетители!
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо использовать свою учетную запись или войти через социальные сети.