73241

Аида

Трансляция легендарной оперы Джузеппе Верди из нью-йоркского театра Metropolitan Opera: масштабная пафосная и одновременно пронзительно лиричная постановка

Ваша оценка

Язык: итальянский
Перевод: русские субтитры

Приблизительная продолжительность спектакля – 220 мин.

Дирижёр: Фабио Луизи
Режиссёр-постановщик: Соня Фриселл
Художник-постановщик: Джанни Куаранта
Художник по костюмам: Дада Салиджери
Художник по свету: Джил Векслер
Хореограф: Алексей Ратманский
Состав: Аида – Людмила Монастырская, Амнерис – Ольга Бородина, Радамес – Роберто Аланья, Амонасро – Георгий Гагнидзе, Рамфис – Стефан Кочан, Царь Египта – Миклош Себештьен


«Аида» Верди - пример того, как опера, написанная «по случаю», сумела стать сверхпопулярной, завоевать подмостки всего мира и любовь каждого слушателя.

Верди сочинил «Аиду» к открытию Суэцкого канала, и трогательный сюжет из древнеегипетской жизни был представлен с привлечением самых масштабных технических средств и впечатляющих эффектов, доступных эпохе. С тех пор «Аида» остается воплощением всего самого пафосного и одновременно лиричного, пронзительно-нежного, что было поставлено на оперных сценах за прошедшие со дня ее премьеры 140 лет.

Над ней иронизировали: «чувства египетской принцессы, фараона… мне непонятны», – утверждал Чайковский; опера стала одним из источников собирательного пародийного образа вампуки. Но перед ней и преклонялись: именно «Аида», услышанная юным Джакомо Пуччини, перевернула его жизнь и заставила стать оперным композитором.
С момента американской премьеры в 1884 году «Аида» не покидала сцену Мет, присутствуя в афише каждого сезона, и общее количество представлений давно перевалило за 1100. Такое постоянство лучше всего отражает значение этой оперы в музыкальном мире: ведь не случайно булгаковский профессор Преображенский считал присутствие «Аиды» в репертуаре театров непременным условием мировой гармонии.

Нынешняя постановка Сони Фрисселл впервые увидела свет в 1988 году, и в ней успели поучаствовать все звезды прошедших десятилетий. И сегодня именно к «Аиде» тянутся лучшие силы – на весь мир Метрополитен транслирует спектакль с участием самого харизматичного Радамеса наших дней, Роберто Аланьи, и самой царственной Амнерис, Ольги Бородиной. В роли Аиды в Мет дебютирует украинская певица Людмила Монастырская, обладательница роскошного сопрано и сокрушительного актерского темперамента. Для тех, кто пристально следит не только за оперными, но и за балетными новинками, в «Аиде» припасена отдельная «изюминка» – два хореографических номера в постановке Алексея Ратманского, обновившего три года назад танцы в старом спектакле. Классические балетные па отлично поддерживают полагающийся «Аиде» статус «большой оперы» и делают зримыми блестящие музыкальные акценты. За дирижерским пультом – Фабио Луизи, главный дирижер Метрополитен.


Либретто Антонио Гисланцони
Действие происходит в Египте во времена правления фараонов.

Акт первый

В одном из покоев царского дворца в Мемфисе верховный жрец Рамфис сообщает воину Радамесу, что Эфиопия готовится к выступлению против Египта. Радамес надеется встать во главе войска (ария Se quel guerrier io fossi!... Celeste Aida...). Он влюблён в Аиду, рабыню-эфиопку, которая служит царевне Амнерис, дочери фараона; молодой воин верит, что победа даст ему возможность освободить возлюбленную и жениться на ней. Но Амнерис любит Радамеса; когда все трое встречаются, ревнивая царевна замечает его чувства к Аиде (терцет Vieni, o diletta!). Тем временем гонец сообщает царю Египта и собравшимся жрецам и воинам о приближении эфиопского войска. Фараон назначает Радамеса полководцем (хор Su! Del Nilo al sacro lido); звучит торжественный гимн. Аида разрывается между любовью к Радамесу и верностью родной стране, где правит её отец Амонасро. Ей остаётся только молить богов о милосердии (ария Ritorna vincitor! I sacri nomi di padre, d'amante...).
В храме Вулкана жрецы посвящают Радамеса, и Рамфис благословляет его на защиту родины (Nume, custode e vindice).

Акт второй

Эфиопы потерпели поражение, и Амнерис ожидает триумфального возвращения Радамеса (ария Ah! vieni, amor mio!). Завидев Аиду, царевна отсылает всю свиту, чтобы добиться от своей рабыни правды о ее чувствах (дуэт Tu la sorte dell'armi). Она сообщает, что Радамес пал в битве, а затем открывает свой обман: Радамес жив. Поведение Аиды не оставляет сомнений в том, что она любит Радамеса. Амнерис, уверенная, что победит соперницу, уходит встречать триумфальную процессию.
Возле городских ворот фараон и его дочь воздают честь и хвалу Радамесу и объявляют о начале празднества (Gloria all'Egitto, ad Iside!). За победителем идут пленные эфиопы. Среди них и Амонасро, отец Аиды, который знаками просит дочь не выдавать его и не называть его царем (Nun mi tradir... Ach'io pugnai). Радамес, впечатлённый красноречивой мольбой Амонасро о милосердии, просит отменить смертный приговор пленным и отпустить их на свободу. Фараон исполняет его просьбу, но Амонасро оставляет в плену; затем объявляет, что в награду за победу Радамес получит в жёны Амнерис.

Акт третий

Накануне свадьбы Рамфис сопровождает Амнерис в храм на берегу Нила, чтобы помолиться. Аида, которая ожидает здесь встречи с Радамесом, терзается мыслями об утраченной родине (речитатив и ария Qui Radames verrà!... O cieli azzurri). Внезапно появляется Амонасро. Взывая к её чувству долга, он заставляет дочь дать согласие выведать у Радамеса, каким путём египетское войско двинется на завоевание Эфиопии (дуэт Rivedrai le foreste imbalsamate). Амонасро прячется – появляется Радамес (Pur ti riveggo, mia dolce Aida!). Он клянётся Аиде в любви, они мечтают о своём будущем счастье, и Радамес соглашается бежать с любимой. Аида спрашивает его о пути его войска, и, как только он выдаёт тайну, Амонасро покидает своё укрытие. Эфиопский царь открывает, кто он такой; Радамес в ужасе. Пока Аида и Амонасро пытаются успокоить его, Рамфис и Амнерис выходят из храма. Отцу и дочери удаётся бежать, но Радамес вынужден сдаться жрецам.

Акт четвёртый

Радамес, обвинённый в измене, ожидает суда; он уверен, что его возлюбленная мертва. Даже узнав о том, что она бежала, он отвергает предложение Амнерис спасти его, если он отречётся от Аиды (дуэт Già i sacerdoti adunansi). Когда он предстаёт перед жрецами, то отказывается отвечать на их обвинения, и его приговаривают к погребению заживо. Амнерис молит о милосердии, но судьи непоколебимы. Она проклинает жрецов. Аида тайком пробирается в склеп, чтобы разделить судьбу Радамеса. Они в последний раз вместе и счастливы в своей любви (дуэт Vedi? di morte l'angelo), в то время как Амнерис наверху, в храме, молится за душу Радамеса.

3 сентября 2013
19:00
Цены

600 р.

Последние отзывы

  • 45186
    Thumb down disabled0Thumb up disabled0
    murmanout, 2 сентября 2013 #1
    Билеты на оперу выиграли:
    Яна Лазарева
    Наталья Крылова
    Оксана Аржанова
    Владимир Брагин
    Елена Борбасова
    Спасибо большое всем за участие. Поздравляем победителей, мы свяжемся с вами по телефону.

    Напоминаем, мы разыгрываем билеты на все показы Летнего театрального фестиваля. Следите за обновлениями!

Оставить отзыв

Уважаемые посетители!
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо использовать свою учетную запись или войти через социальные сети.