Философия Рождества: художественный мир Чарльза Диккенса
Выставка в отделе литературы на иностранных языках
Выставка в отделе литературы на иностранных языках
Диккенс – основатель жанра рождественского, или святочного, рассказа. Основные мотивы такого рассказа: чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов, забвение обид. Сюжет движется от безвыходной ситуации к счастливой развязке. Действие приурочено к Рождеству (Святкам), главный герой – ребенок или взрослый, проникнутый детской верой в чудо. Сам Диккенс рассматривал цикл «Рождественских повестей» как свою «рождественскую миссию». Именно благодаря Диккенсу американцы, до этого вообще не праздновавшие Рождество, стали отмечать этот праздник, особенно как семейный и благотворительный – так повлияла на них «Рождественская история» 1843 года о скупердяе Скрудже. Идеи добра, чуда, любви, радости, лежащие в основе праздника Рождества, пронизывают не только рождественские рассказы и повести, но все произведения Диккенса.
Диккенс относится к числу тех писателей, слава которых никогда не меркла ни при их жизни, ни после смерти. Сегодня он находится на втором месте по количеству экранизаций своих произведений, уступая в этом только Шекспиру. В России его романы переводились почти одновременно с их выходом в свет у него на родине. Каждое поколение читателей заново открывает для себя Диккенса. И он нисколько не устарел.
На выставке представлены издания Диккенса на русском и иностранных языках – от уникальных изданий из редкого фонда библиотеки до современных аудиокниг. Среди интереснейших материалов о жизни и творчестве Диккенса – знаменитая книга Гилберта Честертона в прекрасном переводе Натальи Трауберг «Чарльз Диккенс», литературоведческие работы Владимира Набокова и Стефана Цвейга. Вы можете обратиться к сборникам святочных рассказов и сравнить рассказы основателя жанра – Диккенса с рассказами О. Генри, Достоевского (на которого Диккенс оказал сильнейшее влияние) и Лескова (его называли «русским Диккенсом»), Гоголя и Толстого, Салтыкова–Щедрина и Бунина, Набокова и Грина. Представлены материалы об изучении и преподавании Диккенса в школе, о духовно-нравственном воспитании на произведениях автора.
Выставка тактильных барельефов
Постоянная тактильная выставка из собрания музея