Коре Эсполин Йонсон и приграничье – любовь к людям и стране
Графика норвежского художника Лофотенских островов из собрания галереи «Эсполин»
Графика норвежского художника Лофотенских островов из собрания галереи «Эсполин»
На выставке представлены 23 работы, отражающие взаимоотношения России и Норвегии, а также другие значительные произведения художника.
Художник хорошо известен как бытописатель жителей побережья северной Норвегии. Коре Эсполин Йонсон использовал в работе соединение разных живописных техник. Вот как это началось: технику процарапывания он открыл для себя еще в детстве. В момент отключения электричества из-за шторма вся семья собралась за столом при свечах. Коре играл с пламенем, держа над ним лист бумаги, и тот в конце концов покрылся копотью. Он стал процарапывать на нем светлые места, оставляя затемненные и размазывая копоть пальцами — эффект получался иной. Открытая таким образом юным Коре техника стала его визитной карточкой. Вместо копоти он наносил на картон слой черной туши. Процарапывая ее лезвием бритвы или иглой, освобождал из-под туши белый цвет. Для создания совершенно противоположного эффекта наносил поверх туши белую краску и процарапывал уже оба слоя. Продолжая эксперименты, он обнаружил, что можно наносить и несколько слоев разноцветной краски, следя за тем, чтобы верхние всегда оказывались более мягкими, чем те, что под ними, получая разную текстуру в зависимости от твердости красочного слоя. Применял Эсполин и смешанную технику, соединяя масло, акварель и коллаж. Для получения различных эффектов: света или тумана, смягчения белого или черного — он разбрызгивал на черном белую краску или наоборот. Используя зубную щетку, разбрызгивал над картиной сильно разведенную краску. Подобную технику используют немногие художники — она отнимает много времени, а исправить ошибки тут непросто. Но для Коре такой проблемы не существовало — свои работы он сначала создавал в воображении.
Поместить Коре Эсполина Йонсона в ряд его современников непросто. Он не вписывается ни в один из художественных «измов», у него свое собственное выражение. В каждую из своих картин он привнес мелодии и ритмы своей души, и заинтересованный зритель чувствует это, наслаждаясь его драматическими или поэтичными работами.
Самое большое собрание работ Коре Эсполина Йонсона (1907-1994) хранится в галерее его имени, которая была была открыта в 1992 году в деревне Кабельвог на Лофотенском архипелаге. Собрание насчитывает 250 произведений и является крупнейшим в Норвегии.
Открытие выставки работ норвежского художника Коре Эсполина Йонсона (1907-1994гг.) в рамках фестиваля «Дни Северных стран» состоится в Мурманском областном художественном музее.
Коре Эсполин Йонсон (1907-1994) – уникальный художник со своим авторским взглядом на человеческие отношения, их взаимосвязь с природой и морем. График и иллюстратор хорошо известен как бытописатель жителей побережья северной Норвегии. Йонсон награжден золотой медалью Короля «За заслуги» и культурной премией губернии Норланд.
На выставке будут выставлены произведения, освещающие взаимоотношения России и Норвегии, а также несколько других значительных работ художника. В экспозицию также войдет иллюстрация к новелле Л. Толстого « Три старца». Эта новелла будет прочитана на открытии выставки при музыкальном сопровождении норвежских исполнителей Стеффена Блиндхейма и Анны Роструп.
Открытие выставки в рамках фестиваля «Дни Северных стран» состоится 4 апреля – в 17:00.
После церемонии открытия состоится лекция Лив Мархауг, искусствоведа, директора Галереи «Эсполин», о творчестве художника.
50 р. (льготные - 30 р.)
Выставка тактильных барельефов
Лаковая миниатюра. Хрусталь. Жостово. Вышивка Русского Севера. Из собрания музея