48757

Истории у залива. Часть четвертая

К 96-летию Мурманска Power Хит Радио подготовило цикл программ о любопытных уголках, достопримечательностях и легендах нашего города. Читаем, слушаем, смотрим

Ваша оценка

ЯКОРЬ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК»

«Дедушке» ледокольного флота – ледоколу «Ермак», – именно такая трогательная надпись появилась вместе с мозаичным панно на торце мурманского областного краеведческого музея в ноябре 1965 года. Там же стоит и один из экспонатов – якорь первого в мире ледокола арктического класса.

Спуск ледокола на воду состоялся в Ньюкасле в октябре 1898 года, а через год над кораблем, названным именем знаменитого русского первопроходца взвился русский флаг. По тем временам это был настоящий стальной гигант длиной почти 96 метров, шириной 21,5 метра, водоизмещением 8730 тонн, способный преодолеть льды толщиной до 80 сантиметров и развивающий скорость в чистой воде до 15 узлов.


Cпуск первого в мире ледокола на воду. 1898 г.

М.П.Васильев. Первый командир Ермака 1898-1901 гг.

65-летняя трудовая вахта «Ермака» началась с освобождения из ледяных тисков кораблей, стоявших на рейде в Кронштадте, Ревеле и в Петербургском порту. В 1938 году «Ермак» под командованием капитана Воронина участвовал в эвакуации четверки папанинцев со станции «Северный полюс-1», освободил из ледового плена несколько десятков судов, в их числе и зажатые во льду ледоколы «Малыгин», «Георгий Седов» и «Садко». В этом же году он дважды за одну навигацию прошел Северный морской путь. Во время Великой Отечественной войны ледокол вошел в состав ВМФ. «Ермак» трудился на Балтийском море, обеспечивая военные перевозки в Финском заливе. Более 100 транспортов провел он под вражескими авианалетами и артобстрелами…


Ледокол встречают в Петербургском порту

Ермак помогает военному кораблю, застрявшему во льдах

Когда в начале 60-х встал вопрос о дальнейшей судьбе ветшавшего с течением времени «Ермака», мурманчане активно высказывались за превращение легенды арктического флота в плавучий музей истории освоения Арктики. Молодежь города организовала акцию по сбору металлолома, который по весу должен был заменить собой обреченный на слом корабль. Но, несмотря на все усилия горожан, в 1963 году легендарный «Ермак» списали и пустили на переплавку.

А через два года «Ермак» «бросил якорь» на мозаичном панно на одной из стен краеведческого музея. Весит этот музейный экспонат три тонны. О том, что якорь подлинный, говорят свидетельства очевидцев, указывающих на едва заметный шов на одной из лап якоря. Эту отметину якорь «Ермака» получил вое время одного из походов в Арктику.

Слушай “Истории у залива” каждый будний день в 14:30 на Power Хит Радио – 104,5 Fm.

Читать все истории

Автор фото города на заливе – Александр Берган.

Программа подготовлена по материалам книг профессора МГГУ Алексея Александровича Киселева.

c 20 сентября по 4 октября 2012
14:30

Последние отзывы

  • Thumb down disabled0Thumb up disabled0
    ваш преданный поклонник, 21 сентября 2012 #1
    как здорово подобраны материалы и фотографии. Спасибо за проект, друзья!

Оставить отзыв

Уважаемые посетители!
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо использовать свою учетную запись или войти через социальные сети.