«Нимфоманка»: поговори с ней о сексе
Ларс фон Триер: идеолог-скандалист
Имя этого датчанина уже давно стало культовым в мировом кинематографе. Кинорежиссёр и сценарист, автор таких неоднозначно воспринимаемых и в тоже время безумно успешных картин (не только со стороны зрителей, но и по мнению кинокритиков), как Танцующая в темноте (с Катрин Денёв и Бьёрк, 2000 - Золотая пальмовая ветвь), Антихрист (с Шарлоттой Генсбур, 2009), Меланхолия (с Кирстен Данст, 2011 - Лучший фильм по мнению Европейской академии) и многие другие... и, наконец, 2014 - его новая работа, состоящая из двух частей, - «Нимфоманка».
Фон Триер давно зарекомендовал себя как скандалист в киноиндустрии: его «Антихрист» в Каннах получил специальную антинаграду за женоненавистничество, а сам он год спустя был назван в тех же Каннах персоной нон грата за то, что в шутку назвал себя «нацистом».
Однако помимо фактического киноремесла Ларс фон Триер прежде всего идеолог. В 1995 году Ларс фон Триер и Томас Винтербер публикуют свой манифест авангардного кинематографического движения «Догма 95».
Основной целью нового движения было «оппонировать определённым тенденциям сегодняшнего кино». В первую очередь «Догма 95» выступала против создания мира иллюзии в кино: иллюзии чувств, иллюзии любви, и как результат - оскудение и поверхностное кино. Авторы манифеста поклялись снимать максимально натуралистичное кино, стараться запечатлеть момент, а не создавать произведение искусства.
Картины 90х-2000х («Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте») фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце» — это взятое из детской сказки название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких. Картины, открывающие 2010е («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка») - это уже не иллюстрация поведения героев, а их внутренняя жизнь: их страхи, пороки, сомнения выходят наружу и посредством них взаимодействуют с внешней средой. Таким образом, автор приходит к большей интимности (показывая ее, в соответствии с Догмой, без прикрас), что несомненно, вызывает очередной скандал.
Нимфоманка: женщина и секс
Как и в предыдущих своих работах, фон Триер направляет свое пристальное внимание на женщину. Путем зарисовок ее повседневного поведения, автор анализирует неподдающийся разумному восприятию ее внутренний мир и взаимодействие этого внутреннего мира с внешним.
Большая часть действия «Нимфоманки» происходит в квартире, где главная героиня Джо (Шарлотта Генсбур) за чашкой чая исповедуется Селигману (Стеллан Скарсгорд). Вынося самой себе обвинительный приговор, она рассказывает о своей бурной сексуальной жизни первому встречному человеку - мужчине, который протянул ей руку.
Взаимоотношение мужчины и женщины: грешница и проповедник, дочь и отец, муж и жена (блестящая эпизодическая роль Умы Турман), и, наконец, сексуальные партнеры.
Общество накладывает на каждую роль свои правила поведения. Поведение героини фильма, ее жизнь (которая буквально вся состоит из сексуальной жизни) - это с одной стороны протест и противостояние общепринятым нормам, с другой - эксперимент над собственной жизнью.
Однако секс как протест навязываемым обществом ценностям становится и единственным средством коммуникации героини с этим обществом. Через анархию в сексуальном поведении Джо создает свою запутанную систему связи с внешним миром, против правил которого она ведет свою «игру легкого поведения». Однако, рано или поздно такая легкость бытия становится невыносимой - Джо считает себя ужасным человеком, которому нет оправдания... Именно в этот момент она встречает человека, готового спокойно выслушать ее исповедь и даже с легкостью объяснить эксцентричность ее поведения.
Нимфоманка: 18+ часть первая, вторая
Фильм был разбит на две половины из-за требований кинопрокатчиков. Его первая часть вышла в России 13 февраля (и показ ее на больших экранах города уже подходит к концу), а показ второй начнется уже 6 марта.
Сам фон Триер не одобрил то, что полная картина была сокращена с пяти с половиной до четырех часов, однако признал, что это необходимо для ее полноценного выхода в прокат. Режиссер также запретил вырезать откровенные сцены из фильма, но разрешил прокатчикам из разных стран «замазывать» элементы изображения, которые они сочтут непристойными.
Кстати,
пока первой и единственной европейской страной, где власти попытались запретить показ «Нимфоманки» стала Румыния. Однако решение о запрете было пересмотрено и фильм разрешили к выходу в прокат с пометкой «18+». С таким же возрастным ограничением ленту показывают и в России. Фильм Ларса запрещен к показу во всех муниципальных кинотеатрах Краснодарского края.
Последние отзывы
Глава с Умой Турман, мне кажется гениальная – насмешка, издевательство, крик души – все в одном.
А Раммштайн!? музыки в фильме как бы и не слышно, но вступление и финал затмевают это молчание своей мощью!