Дни Северных стран: большое кино Скандинавии в Мурманске
Ингмар Бергман и Лив Ульман
Показы фильмов Бергмановского цикла прошли 16, 17 и 18 апреля в Мурманском областном краеведческом музее. Ингмар Бергман и Лив Ульман - это не только две величайшие звезды северного кинематографа 20 века, но и яркий пример успешного Скандинавского сотрудничества. Эта пара создала шедевры поистине мирового масштаба. Практически все их совместные работы, в том числе и фильмы, показанные в нашем городе, были удостоены множества премий на всемирно известных кинофестивалях.
Секрет их успеха заключается не только в безусловном режиссерском таланте Бергмана и актёрском Ульман, но и в личной связи между ними. Именно о ней и рассказывается от первого лица Лив Ульман в фильме индийского режиссёра Дхираджа Аполкара «Лив и Ингмар» (2012). Эта картина не только позволила каждому зрителю вникнуть в суть достаточно сложных рабочих и личных отношений между режиссером и актрисой, но и предварила просмотры самих фильмов Бергмана. Кстати, Мурманск – второй город России после Санкт-Петербурга, в котором состоялся показ этого фильма.
Бергмановский цикл (Швеция)
«Осенняя соната» (1978) и «Шёпоты и крики» (1972) - это две достаточно тяжёлые психологические драмы. В обеих картинах на первом плане стоят взаимоотношения в семье. В первом случае между матерью и дочерью, а во втором – сестрами. В этих фильмах проявляется Бергман, как художник, но художник не только внешних черт человека (в этом особая заслуга оператора), но и его внутренних качеств, которые в большей мере проявляются именно в отношениях с близкими людьми. Практически каждая сцена этих картин наполнена высокой степенью экспрессии, которая передается при помощи различных методов. Использование в кадре контрастных цветов помогает передать разницу между героями (красное-зелёное в одежде Шарлотты и Эвы в «Осенней сонате») и особую напряжённую обстановку в семье (белое-красное-чёрное в интерьере и костюмах героинь «Шепотов и криков»).
Особую роль так же играют звуки: резкие переходы от полной тишины до громкой музыки, бытовых шумов и даже криков создают сильный эмоциональной фон этих картин, как бы позволяя зрителю таким образом прочувствовать в полной мере все переживания героев. В своих фильмах Ингмар Бергман затрагивает серьёзные темы, связанные с любовью, воспитанием, болезнью, смертью – настоящей жизнью во всех её проявлениях.
Нильса Гауп (Норвегия)
Совершенно другой характер имеет последний фильм общественных показов, просмотр которого состоялся 19 апреля. «Восстание в Каутокейно» (2008) - это историческая драма норвежского режиссера Нильса Гаупа. Отчаянная борьба коренного саамского населения за сохранение традиций, культурных ценностей и даже выживание в условиях прессинга заканчивает человеческими потерями, что ещё раз подтверждает несломляемость северного характера.
Суровая реальность жизни северного человека показана в этой картине через великолепные пейзажи ещё почти нетронутой арктической природы, которые как бы намекают, что за неё необходимо бороться. Но несмотря на трагический конец, фильм оставляет только положительные впечатления и ощущение надежды на светлое будущее.
Фильмы, представленные на «Днях Северных стран», дают полное представление об особенностях Скандинавского кинематографа. Интеллектуальное кино Бергмана с его серьёзными философскими и психологическими вопросами – это классика северного сурового кино, с накалом эмоций и страстей, свойственным не только людям, но и климату наших стран. Гауп же показывает в своём фильме истинно северного человека, закалённого духом и способного на любые подвиги ради восстановления порядка и справедливости.
Автор фотографии (в загаловке статьи) - Олег Хадарцев.
Фото - Олег Хадарцев.