«Перед снегопадом»: скрытое и явное в лучшем северном фильме уходящего года
Режиссер Хишам Заман презентовал свою работу, как «историю о мальчике в большом мире людей и о встрече, которая изменила все» и сделал акцент на том, что не снимал фильм о нациях, традициях и политике. Однако невозможно не обратить внимание на специфику фильма.
16-летний Сияр уезжает из родной деревни в Курдистане в Европу в поисках сестры, сбежавшей с собственной свадьбы. Юноша считает своим долгом восстановить честь семьи, и ради этого он готов убить родную сестру. По пути на Запад к нему присоединяется девушка Эвир, она мечтает увидеть своего отца, живущего в Берлине. Путешествие ставит под сомнение взгляды главного героя на мир и жизнь, на протяжении фильма он проходит путь от беспрекословного следования традициям к милосердию и умению прощать.
- Нет, но будет после свадьбы.
Хишам Заман сам родом из Курдистана, уклад жизни курдов, их традиции и ценности он впитал буквально с молоком матери — для него они естественны, понятны и близки. Но европейский зритель далек от них в той же степени — для него они непонятны и порой даже неприемлемы. Он не может воспринимать происходящее на экране как обычную историю одного мальчика. Хотел того режиссер или нет, в фильме он подчеркнул социальные проблемы, характерные как исключительно для традиционного восточного общества, так и возникающие на стыке культурных пространств.
Эта история начинается на минорной ноте и на ней же заканчивается. На протяжении всего фильма мы видим не одну острую конфликтную ситуацию. Каждая из них, по авторской задумке, должна выступать в роли своеобразной метафоры, но зрителем чаще трактуется напрямую и вызывает у него недоумение, возмущение и недовольство отображаемой кинореальностью.
Так например, главные герои проходят через всю Европу, но не вступают в контакт с европейцами. На протяжении всего фильма два абсолютно разных мира — восточный и западный — соприкасаются лишь однажды. Эвин приходит в европейскую семью и сравнивает её образ жизни с тем, к которому привыкла она. Так в ней невольно вспыхивает злость и обида по отношению к людям, имеющим все то, чего лишена она сама и не понимающим, насколько это ценно.
Новое понимание «свободы границ» приходит во время просмотра сцены миграции. Из всех многочисленных незаконных мигрантов пограничный патруль задерживает только сданных ему контрабандистов, остальным же позволяют пересечь границу. Вопроса о том, какова цель нелегалов, не встает. Далее Сияр оперативно получает сведения о местонахождении своей сестры, перемещается между странами и провозит оружие, не получая фактически никакого сопротивления со стороны официальных силовых структур.
Зритель видит, что западное и восточное общества даже в век международной глобализации не имеют реальной связи друг с другом. На территории одного культурного пространства обособленно формируется часть другого, считающаяся только со своими собственными законами и традициями.
Политика толерантности видит своей целью поддержание взаимопонимания между Западом и Востоком. Но данный фильм показывает насколько это иллюзорно. Замалчивание ряда проблем не является их решением и в дальнейшем может привести не к сглаживанию, а к обострению непростых отношений между двумя великими и своеобразными частями света.
Проблеме освещения мультикультурных конфликтов был посвящен проведенный в рамках фестиваля «Северный характер» мастер-класс финского журналиста и режиссера Майкла Хатчинсона-Рейса. Он считает важным вести диалог на равных. Чтобы каждый человек, будь он гражданином своей страны, мигрантом, или беженцем, в СМИ говорил сам за себя — только так возможно сформулировать правильное общественное мнение. И здесь, фильм «Перед снегопадом» интересен как своеобразное «прямое повествование» — фильм о курдах, снятый курдом. Хишам Заман, в раннем детстве покинувший родину, проведший детство в лагерях для беженцев, получил достойное западное образование и теперь европейскому зрителю рассказывает историю юноши из Кургада. Режиссер признался, что фильм во многом автобиографичен: «Съемки шли в тех местах, где я сам бывал когда-то. Несколько лет я был беженцем, моя родина — неспокойная земля и многие ситуации, которые показаны в фильме знакомы мне не по наслышке». Тогда вопрос об идейном содержании фильма становится ребром.
В одном режиссер был абсолютно прав: «Важно что каждый зритель вынес из фильма что-то для себя. То, что вы чувствуете — это правильно. У меня, безусловно, была своя идея - показать универсальные ценности: в России, в Норвегии - любовь существует везде. Но сделано это для зрителя — каждый увидел то, что должен был увидеть, в этом и есть смысл».
Авторы: Карина НИКИФОРОВА, Марина АСТАХОВА