Путешествие над реальным: выставка финского сюрреалиста Юко Алапартанена
Может ли мир вещей и материи дать нам полноту понимания и чистоту восприятия целостности мира? или необходимо что-то еще?
Реалист скажет, что мир - это то, что я вижу, чувствую и могу осознать, а задача художника - достоверно изобразить видимое ему пространство, и нарисует, к примеру, сосновый бор. Сюрреалист, наблюдая, возможно, тот же сюжет, изобразит рождающегося в муках из космического яйца человека и скажет: "таким я вижу этот мир здесь и сейчас".
Художник Юко Алапартанен - представитель сюрреализма. В попытке понимания мира, его внимание направлено на "отголоски" этого мира - на его пустые места, пробелы. По словам художника, уловить их целенаправленно практически невозможно, образ приходит как "вспышка" или "щелчок", который впоследствии становится сюжетом картины. Посредством таких интуитивных образов-символов художник взаимодействует со зрителем и находит возможность быть услышанным.
В картинах Юко можно проследить повторяющиеся символы. Основным, по словам художника, для него является череп. Символ-первооснова как некий дом для жизни, с одной стороны (кстати, одна из его картин, где из глазницы черепа выглядывает птица, так и называется "Дом"), и очевидный отсыл к смерти, напоминание о бренности существования, с другой.
Военная каска времен второй мировой войны, однажды найденная художником на чердаке в доме его родственников и положившая начало целой коллекции касок, становится в его работах символом, связывающим его личное прошлое (прошлое семьи) с прошлым страны, а также является образом войны и защиты.
Однако, не стоит чересчур серьезно воспринимать работы Юко. В своем поиске глубинных смыслов бессознательного художник прибегает к юмору (часто с сексуальным поддекстом) и самоиронии. Так, например, обязательно используемый представителями культуры Лапландии образ оленя встречается и у Юко, только рога растут на голове не животного, а человека.
Кстати, неотделимость человека и животного в своих картинах, Юко Алапартанен оъясняет очень просто: "Все - природа, и мы (люди) до сих пор очень близки к животным". На вопрос "Какое животное ближе всего по духу ему самому в настоящий момент?", Юко отвечает: "Сибирский тигр, потому что он очень красивый".
По словам мурманского художника Дмитрия Новицкого (по совместительству председателя мурманского отделения Союза художников России!), с которым мне также довелось пообщаться на выставке, представленные в Мурманске работы, носят больше подготовительный характер - это один из этапов, предворяющих доработку картины в цвете. В основе своей Юко работает акрилом и маслом, и делает он монументальные работы, среди которых есть большие коллажи. Хотя на выставке есть и самостоятельные работы.
К таким законченным работам можно отнести экспериментальный видеоарт Юко Алапартанена. Одна из его видеоинсталляцмй, представленных на выставке, и дающая ей название - "Пассажир" - абстрактная история-воспоминание о путешествии (скорее трансцендентальном) чукотской женщины по России. Passenger 2013 from Jouko Alapartanen on Vimeo.
Сюр-видео, отсылая нас то к Линчу, то к Кастанеде, ставит больше вопросов, чем дает ответов. Но не в этом ли и состоит подлинный смысл искусства?!
На мой последний вопрос "В чем заключается ваша сверхзадача как художника?", Юко ответил:
Выставка "Пассажир" работает в Художественном музее до 29 сентября.
P.S. Выражаю большую признательность Дмитрию Новицкому за помощь в преодолении трудностей перевода.
В статье использованы фотографии со страницы Facebook Jouko Alapartanen