К корням: Праздник Поморской козули на Терском берегу
Сегодня стало необычайно популярным такое явление как дауншифтинг — подальше от городской суеты в деревню, в глушь. Правило жизни города — гонка за выживание, деревня становится символом умиротворения бытия. Все больше людей (я сужу по кругу моих друзей) на выходных не собираются компанией на кухне, а отправляются с палатками в самые разные уголки Кольского полуострова: в Териберку, на Рыбачий, на Сейдозеро, на Терский берег.
Второй раз за лето мне удалось побывать на Терском берегу — северном берегу Белого моря и южном берегу Кольского полуострова: в первый раз на Фестивале фольклора в Умбе, и второй — на Празднике поморской козули 9 и 10 августа. Два больших и традиционных (проводятся в седьмой и в пятый раз соответственно) мероприятия по поддержанию народной культуры края. Не могу сказать, что я увлечена фольклором, скорее мне было просто любопытно. Итак, как это происходит.
9 августа – Деревня Кузрека
Маленькая деревушка находится в месте, где река Кузрека впадает в Кандалакшский залив Белого моря (около 30 км от Умбы; от Кандалакши –136 км. Добираться своим транспортом).
Кузрека была основана в XVII веке как усолье Соловецкого монастыря, превратившееся затем в село. В 1900 году в селе насчитывалось 16 дворов и 94 жителя. Сегодня - это дачный посёлок, который не имеет постоянного населения.
На один день в году деревня оживает: улицы украшают яркими флажками и забавными чучелами, на площади водят шумные хороводы, поют народные песни, устраивают большие торговые ряды, ну и конечно, гости праздника – нарядные и радостные.
Ярмарка мастеров
Мастера или хранители традиций культуры Руси и Севера из разных уголков страны едут в Кузреку на праздник: кто-то привез козули (архангельские, карельские отличаются от терских), кто-то делится рецептом заготовления чая из Иван-чая, кто-то делает мед из сосновых шишек, кто-то шьет невероятно красивые вещи из лоскутков, кто-то обрабатывает камень и делает из него уникальные украшения.
Фестиваль — это возможность сохранить и возродить те традиционные промыслы, которые издревле были близки всем русским людям, объединяли их и в тоже время различали – у каждого были свои особенности в зависимости от места проживания. Сейчас для нас рукоделие или заготовление чего бы то ни было становится чуть ли ни диковинкой, но ведь еще недавно все было иначе.
Открытием для меня стал чай из Иван чая — растение, которое и высаживать не нужно, растет повсеместно, как сорняк. Оказывается, Иван-чай — исторический русский напиток, по словам карельского заготовителя чая, этот продукт был первым по количеству экспортных поставок в Европу вплоть до XIX века. Помимо того, что он обладает бесчисленным количеством полезных свойств, он еще и очень вкусный. Заготовить его, кстати, тоже очень просто.
Однако праздник заканчивается... и село остается в своем тихом уединении без света и других коммуникаций (сотовая связь здесь тоже не ловит) в ожидании следующего года.
10 августа – Варзуга
Этот день был не только продолжением Праздника козули, но и празднованием 595-летия села Варзуга (Кандалакша – Варзуга, 270 км. Добираться своим транспортом). Варзуга стоит на двух берегах реки Варзуга, которая впадает в Белое море: левая сторона, более древняя, носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов, которые стоят на этих берегах).
Левый берег
Пока на правой стороне проходило служение и праздник со сценой и ярмаркой, я переправилась на местной лодочке на левую — ту, что древней (проезд в обычный день — 10 рублей, в праздник — 20).
Переправлялась с приезжими из Умбы паломницами: они намеревались дойти до поклонного креста и дальше к священному роднику в лесу (где-то 2 км от деревни). До креста я отправилась с ними. По поверьям, нужно взять с берега реки камень — олицетворение твоих грехов — и нести его к кресту. Камни забрасывают в деревянное сооружение под крестом (в крыше есть доска, которая поднимается).
На левом берегу должны стоять две церкви: Петропавловская и Николая Чудотворца. Но последняя сейчас увезена на реставрацию в Архангельск, осталось только основание да купола на правом берегу.
Петропавловская церковь больше похожа на заколоченный дом. В советские времена он выполнял роль склада, сейчас там по субботам проходят службы. Напротив церкви - крест Петру и Павлу.
Правый берег
Успенская церковь и колокольня
Здесь же (на правом берегу) в монастырском подворье разбит сад-скверик с дорожками и различными кустарниками, где, кстати, я впервые попробовала ягоду под названием ярга.
Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова (по летописным сведениям). Численность населения в последние годы (данные 2010 года) – 363 человека. Живут в основном рыболовством. Знакомые мурманчане открыли здесь гостевой дом для туристов и продают на ярмарке футболки с логотипом Варзуги, нарисованный мурманской художницей.
Наша дружная компания перед отъездом из Варзуги
__________________
P.S. Недавно я заполняла анкету, где нужно было указать, в каких странах вы побывали, и в каких городах России. Количество стран и городов было одинаковым. Зачастую мы стремимся бежать как можно дальше, чтобы увидеть больше и не замечаем, а значит, совсем не знаем того, что есть около нас... Поверить в то, что свой край мы можем развивать сами, без сильного слова или действия свыше, совсем несложно, достаточно просто познакомиться с ним.
__________________
Фото в заглавии - Андрей Карабань, остальные - автора.
Последние отзывы